Какого цвета
“КРАСНЫЕ СЛЕДОПЫТЫ”?

Дети конца двадцатого века вряд ли знают, что когда-то были такие. Их сверстники, включавшиеся в массовое движение за воссоздание истории Великой Отечественной войны, шли по следам былых сражений, В школах возникали музеи, комнаты и уголки боевой славы. Лучшей формы патриотического воспитания желать было не надо, когда традиционные уроки истории и учебники уступали место живым свидетелям прошлых событий и вещественным доказательствам. Оружие, снаряды, предметы солдатского быта, найденные в разных местах и занявшие место в музее, никого не оставляли равнодушными.

Равнодушны ли к нашей истории нынешние дети? В условиях отдельных попыток ослабить, принизить роль патриотического воспитания вплоть до его отрицания действительно наблюдается безразличие молодежи к тому, что было. Но только не там, где продолжают работать школьные музеи, где десятки лет все еще ищут и находят новые экспонаты под руководством увлеченных педагогов юные следопыты.

Педагог-историк, руководитель музея школы № 39 Виталий Васильевич Решетов заявляет, что экспонатов у него накопилось еще на пять музеев. Он пришел в школу в 1964 году. Здесь ему, молодому специалисту, поручили возглавить группу ребят и заняться историей 195-й дивизии.

Когда речь заходит о людях страстных и увлеченных, вечно ищущих и увлекающих искать других, больше обращают внимание на предмет увлечения, на ценность находок, особенно связанных с важнейшими событиями прошлого. Но о том, что эти люди с течением времени сами достойны внимания, мы часто забываем.

Виталий Васильевич родился в семье учителя. Его отец Василий Алексеевич Решетов до войны

         

  преподавал физику, вел кружок радиолюбителей как раз в то самое время, когда радиотехника была предметом массового увлечения по причине своей молодости и приближалась к тайнам телевидения. Василий Алексеевич сконструировал телевизор по собственной схеме, оригинальность которой заинтересовала специалистов, хотя экран был со спичечную коробку. Бывший его кружковец Станислав Курочкин вспоминает:

- Это был увлеченный своим любимым делом педагог, способный увлечь других.

Однако увлечь собственного сына заняться радиотехникой не смог. Виталий увлекся авиамоделизмом, поступил в авиационный техникум, прыгал с парашютом. Потом армия, новая специальность плюс Университет марксизма-ленинизма и плавный “спуск” с высот юношеских мечтаний на землю. Отцовские гены сделали главное: наделили - способностью увлекаться и увлекать других. Окончив ВГУ, молодой историк не предполагал, что его ждет новое, можно сказать, “пожизненное” увлечение. Не просто преподавать историю, а пробудить в учениках интерес к ней. Школьный музей, куда невозможно войти без

трепета, - святое место встречи разных поколений, место свидания настоящего с прошлым.

Традиционная педагогика так и не преодолела книжность, формализм, навязчивость в учебном процессе, будучи рядом с педагогикой жизни, когда воспитание осуществляется на примерах героического прошлого в атмосфере взаимоуважения учителя и ученика, в постоянных увлекательных поисках и удивительных находках.

Именно эта педагогика жизни стала судьбой Виталия Васильевича Решетова. И он этой судьбой доволен.

Юрий УДОДОВ.

 

«Воронежская неделя» 8.03.2000

 

<Назад>

Hosted by uCoz