Какого
цвета
Дети
конца двадцатого века вряд ли знают, что
когда-то были такие. Их сверстники,
включавшиеся в массовое движение за
воссоздание истории Великой
Отечественной войны, шли по следам былых
сражений, В школах возникали музеи,
комнаты и уголки боевой славы. Лучшей
формы патриотического воспитания
желать было не надо, когда традиционные
уроки истории и учебники уступали место
живым свидетелям прошлых событий и
вещественным доказательствам. Оружие,
снаряды, предметы солдатского быта,
найденные в разных местах и занявшие
место в музее, никого не оставляли
равнодушными. Равнодушны
ли к нашей истории нынешние дети? В
условиях отдельных попыток ослабить,
принизить роль патриотического
воспитания вплоть до его отрицания
действительно наблюдается безразличие
молодежи к тому, что было. Но только не
там, где продолжают работать школьные
музеи, где десятки лет все еще ищут и
находят новые экспонаты под
руководством увлеченных педагогов юные
следопыты. Педагог-историк,
руководитель музея школы № 39 Виталий
Васильевич Решетов заявляет, что
экспонатов у него накопилось еще на пять
музеев. Он пришел в школу в 1964 году. Здесь
ему, молодому специалисту, поручили
возглавить группу ребят и заняться
историей 195-й дивизии. Когда
речь заходит о людях страстных и
увлеченных, вечно ищущих и увлекающих
искать других, больше обращают внимание
на предмет увлечения, на ценность
находок, особенно связанных с
важнейшими событиями прошлого. Но о том,
что эти люди с течением времени сами
достойны внимания, мы часто забываем. Виталий
Васильевич родился в семье учителя. Его
отец Василий Алексеевич
Решетов до войны
|
преподавал физику, вел кружок
радиолюбителей как раз в то самое время,
когда радиотехника была предметом
массового увлечения по причине своей
молодости и приближалась к тайнам
телевидения. Василий Алексеевич
сконструировал телевизор по
собственной схеме, оригинальность
которой заинтересовала специалистов,
хотя экран был со спичечную коробку.
Бывший его кружковец Станислав Курочкин
вспоминает: -
Это был увлеченный своим любимым делом
педагог, способный увлечь других. Однако
увлечь собственного сына заняться
радиотехникой не смог. Виталий увлекся
авиамоделизмом, поступил в авиационный
техникум, прыгал с парашютом. Потом
армия, новая специальность плюс
Университет марксизма-ленинизма и
плавный “спуск” с высот юношеских
мечтаний на землю. Отцовские гены
сделали главное: наделили - способностью
увлекаться и увлекать других. Окончив
ВГУ, молодой историк не предполагал, что
его ждет новое, можно сказать, “пожизненное”
увлечение. Не просто преподавать
историю, а пробудить в учениках интерес
к ней. Школьный музей, куда невозможно
войти без
трепета,
- святое место встречи разных поколений,
место свидания настоящего с прошлым. Традиционная
педагогика так и не преодолела
книжность, формализм, навязчивость в
учебном процессе, будучи рядом с
педагогикой жизни, когда воспитание
осуществляется на примерах
героического прошлого в атмосфере
взаимоуважения учителя и ученика, в
постоянных увлекательных поисках и
удивительных находках. Именно
эта педагогика жизни стала судьбой
Виталия Васильевича Решетова. И он этой
судьбой доволен. Юрий
УДОДОВ. «Воронежская неделя» 8.03.2000
|